Группа "Солнышко" дошкольное отделение "Ромашка" МБОУ "Губинская СОШ" , д.Губино

Проект "Посади дерево-помоги планете"

 Проект «Посади дерево – помоги планете»

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

 

Возрастная группа: дети 5-6 лет (старшая группа).

Место реализации проекта: дошкольное отделение «Ромашка» МБОУ «Губинская СОШ».

Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: сформировать основы экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы, научить сохранять и приумножать природное богатство.

Задачи:

· Дополнить, обобщить и систематизировать знания детей о деревьях, сформировать у них представления о строении и развитии деревьев, о их значении  в жизни человека;

· Познакомить с разнообразием деревьев;

· Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года;

· Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;

· Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;

· Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Актуальность: В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты, так как потерялся непосредственный контакт человечества с природой: люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. В настоящее время дети очень мало общаются с природой. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль. Очень часто можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Поэтому, с одной стороны – важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром (в частности, с деревьями), формирование у них убеждения о необходимости бережного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной и систематической работы привели к выбору темы проекта. Суть этого проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей и их родителей к зелёным насаждениям,  углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Посадить дерево очень просто. Действие, которое займет несколько минут, будет иметь эффект на протяжении десятков лет. Деревья улучшают состав воздуха и почвы, радуют глаз. Это наш дар будущим поколениям, Земле и всему живому.

 

Ожидаемый результат:

· Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

· Повышение экологической грамотности детей и их родителей;

· Формирование осознанно-правильного отношения к природе;

· Создание экологически-развивающей среды на участке дошкольного отделения;

· Повышение познавательных интересов детей через различные виды деятельности;

· Активное участие детей и их родителей в акциях по посадке древесных культур на территории Орехово-Зуевского района Московской области.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Продукты проекта:

· систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»;

· выставка творческих работ детей;

· посадка деревьев на участке и за периметром дошкольного отделения, на территории Орехово-Зуевского района Московской области;

· разработанные рекомендации и консультации для родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

· учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, энциклопедии и пособия о строении и развитии деревьев);

· демонстрационные материалы (иллюстрации и фотографии деревьев);

· материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер);

· взаимодействие с семьей (сбор посадочного материала и инвентаря).

Этапы проекта:

Подготовительный этап

Изучение уровня знаний детей, ознакомление с темой проекта, постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта. Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций для реализации проекта. Продумывание хода бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Организация и пополнение развивающей среды.

Основной этап (см. «Приложение»)

· Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели (наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований, сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, оригами и играми, разучивание стихов и загадок, участие в экскурсиях,) Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Посадка саженцев, создание условий для их роста. Сбор семян и листьев для изготовления гербария. Участие в акциях по посадке древесных культур на территории Орехово-Зуевского района Московской области.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта. Оценка полученных результатов. Разработка рекомендаций и консультаций  родителям.

 

Практическая значимость проекта : участие в проекте способствует систематизации и расширению имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях, повышению познавательной активности детей, формированию осознанного бережного отношения к природе, повышает интерес и активность  детей и их родители к участию в благоустройстве участка детского сада и территории района посредством высадки  молодых саженцев деревьев.

 

Используемая литература:

1.  Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»., Москва «Мозаика – Синтез», 2008

2.  Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова «Образовательные проекты в детском саду», Москва «Айрис-пресс», 2008

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера», 2009

4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение»,  1973

5. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез», 2010

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», С-Петербург «Детство пресс», 2010

7. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез», 2010

8. Н.А. Рыжова Программа "Наш дом - природа": пособие для педагогов». Москва «ЛИНКА – ПРЕСС», 2005 

9. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров, родителей», Москва «ГНОМ и Д»,  2002


Приложение

 

1.НОД:  «Деревья нашего двора».

 

2. Беседы с детьми:

- «Красота природы бесценна»;

- «Здравствуй, дерево!»;

- «Что мы знаем о деревьях?»;

- «Какие деревья растут на участке»;

- «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»;

- «Как появляются деревья»;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

- «Как сберечь деревья

2. Ознакомление детей с художественной литературой:

· Чтение стихов, рассказов, сказок о деревях: Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Е. Серова  «Зеленая страна»,  И. Семенова «Березка», А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», «Липкины дары», О. Высоцкая «Наш сад»«Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», Н. Некрасов «Зелёный шум».

· Заучивание: И. Бунин «Листопад». Ф. Тютчев «Первый лист».

· Отгадывание и придумывание загадок.

· Пословицы и поговорки о деревьях.

 

3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», А. Лопатина  «Мудрость дерева»,  И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

 

4. Игровая деятельность

· Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу»,  «Сравни», «Найди, о чем расскажу», «Найди листок, как на дереве», «Узнаю деревце»,  «Зеленый мир»,  «Чудесный мешочек», «Загадайте, я отгадаю», «Где что зреет?», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как семечко выросло»,

· Подвижные игры на участке: «Листья и ветер»,«Найди такой же лист», «Найди свое дерево», «Лесные пятнашки», «Шишки, желуди, орехи», «От дерева до дерева», «Дерево, куст, ручей, тропинка», «Обними дерево», «Если б я был деревом…».

· Настольно-печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

· Сюжетно-ролевые игры: «Как мы ездили в лес», «Экскурсия в парк».

 

5. Пальчиковая гимнастика «Деревья», утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице».

 

6. Наблюдения и исследовательская деятельность: экскурсия по экологической тропе, знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, рассматривание деревьев на территории детского сада и за е пределами, исследование дерева, опытно-экспериментальная деятельность (проведение опытов «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары», «Деревянный брусочек», «С какой ветки эти детки?», «Сравнение коры с разных деревьев»), составление гербария из листьев деревьев участка, коллекционирование

 

7. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

- рисование на тему «Дерево», «Портрет семьи дерева», «Части дерева»;

- аппликация «Декоративное панно из осенних листьев»,  «Осенняя березка»;

- декоративная лепка «Гроздь рябины спелой», «Осенний ковер».

 

8. Труд на участке и в природе:

- уход за деревьями, уборка сломанных веток на участке;

- изготовление кормушек для птиц.

9. Викторина «Что мы знаем о деревьях?».

 

10. Работа с родителями:

· Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»

· Консультация: « Природа как воспитатель», «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

· Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».

· Совместные походы детей и родителей в парк, лес, на природу.

· Посадка саженцев деревьев на участке дошкольного отделения.

· Участие родителей и детей в акциях «Наш лес. Посади свое дерево», «Лес Победы».






1 ноября 2017 в 20:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.